У малышей до 7 лет существуют четыре главные проблемы с речью. (Конечно, есть и другие, более узкие неприятности, но о них стоит говорить непосредственно в кабинете логопеда.)
1. НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Это когда некоторые звуки в речи ребенка отсутствуют или заменяются другими. Сложнее всего малышам выговаривать — свистящие «с», «з», «ц», шипящие «ш», «ж», «щ», «ч», а также — «л», «р». Однако до 5 лет не стоит из-за этого беспокоиться — проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется. Ну а если и на шестом году жизни малыш не научится произносить непокорные свистящие и шипящие, тут проблема скорее всего в недостаточной подвижности языка.
Логопеды тренируют его специальной артикуляционной гимнастикой. Например, поцокать, как лошадка, полизать молоко, как киска, или пошевелить языком из стороны в сторону, как часы. Эти упражнения растягивают уздечку, увеличивают амплитуду движения, тем самым делая язык более подвижным и ловким.
Можно ли справиться самостоятельно? Конечно, занятия с логопедом в этом случае будут оптимальным вариантом, но, возможно, родителям удастся самим справиться с этой проблемой. Попробуйте научить ребенка произносить непослушный звук изолированно от всех других. Вполне вероятно, что у него это получится. Тогда можно переходить к другому этапу, специалисты называют его автоматизацией звука, проще говоря, ввода его в речь. Сначала в слоге, потом в слове и так далее до предложения и рассказов.
2. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. Это когда у ребенка плохо формируется словарный запас и наблюдаются трудности со связной речью (малышу трудно описать элементарные вещи, к примеру, сказать, что нарисовано на картинке, и т.д.). К тому же у ребенка очень страдает грамматика. Он путает окончания и предлоги (такие ошибки специалисты называют аграмматизмами). При этом страдает и звукопроизношение, фонематический слух.
На эту проблему также стоит обращать серьезное внимание ближе к 5 годам. Как правило, в детсадах недоразвитие речи быстро выявляют и эффективно устраняют, занимаясь с детьми в логопедических группах.
Основная причина — некоторые нарушения работы речевых зон мозга. Еще одна из причин — элементарная педагогическая запущенность: с ребенком не играли, не разговаривали, не занимались. Проблема недоразвития речи эффективно корректируется специальными логопедическими программами.
Можно ли справиться самостоятельно? Можно, если ребенок не очень запущен. Постоянно общайтесь с малышом: дома, на прогулке, в транспорте ведите с ним диалог. Прочитав книжку, попросите малыша рассказать, что он понял, — это очень развивает. Также помогают занятия по развитию мелкой моторики рук.
3. ЗАИКАНИЕ (ЛОГОНЕВРОЗ). К сожалению, эта проблема сегодня очень распространена. Механизм заикания до конца не изучен. Причины, из - за которых возникает заикание, могут быть разными. Говорить о стойкой ремиссии этого состояния (о полном излечении речь не идет, т.к. даже через много лет в кризисной ситуации проблема может вернуться) можно, только если малышу оказана своевременная помощь. А именно — в первые полгода возникновения проблемы. Чаще всего логоневроз обнаруживается в 2,5—3 года. Родителям стоит немедленно обратиться к специалисту.
Можно ли справиться самостоятельно? Категорически нет.
4. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ (АЛАЛИЯ). Причина возникновения алалии — грубое нарушение работы речевых зон коры головного мозга. Если вашему малышу около 3 лет, а он вообще не разговаривает или в его запасе всего несколько слов («мама», «папа», «дай»), — не откладывая, идите к логопеду. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше, потому как работа предстоит долгая и сложная. Но, к счастью, сегодня существует эффективная методика помощи таким детям.
Можно ли справиться самостоятельно? Практически нет. Полезны развивающие и обучающие игры. Но без занятий у логопеда это очень мало помогает.