Доброе время!
Ваш ребенок может себя так вести по нескольким причинам:
1. Возраст. Примерно к двум годам перед ребенком стоит задача отделения от мамы. Отделение от мамы и притягивает его и пугает. Притягивает интересом, а пугает возможностью потерять маму. Разрываясь между этими двумя силами: остаться с мамой или отделиться, ребенок порой может вести себя безобразно. Это "острое" состояние, которое надо пережить вместе с ребенком. Но... так же как и у обычного "острого состояния" здесь должно быть начало, т.е. для ребенка в принципе свойственно адекватное поведение, и желание сотрудничать с родителями, и тут вдруг (ближе к двум годам) куда-то все пропадает. Если же для ребенка несвойственно адекватное поведение, то проблема "хроническая" и мало имеющая отношения к возрасту ребенка.
Что вызывает "хроническую" проблему?
2. Неудовлетворения родителями потребностей ребенка. Обычно мы кормим ребенка, одеваем по погоде, гуляем с ним, соблюдаем режим дня, развиваем, иногда целуем и обнимаем его и думаем, что это и есть потребности ребенка.
И ошибаемся. У ребенка еще есть потребность злиться на нас, совершать ошибки, иметь свои чувства (которые могут не совпадать с мнением родителей по поводу этих чувств), считать себя "маленьким", а не "большим" (как думают родители), иметь возможность бояться и не быть при этом осмеянным или пристыженным, иметь возможность плакать, когда больно (невзирая на свой пол или возраст) и еще великое множество потребностей. Если родители более или менее угадывают потребности ребенка, то ребенок растет удовлетворенным и готовым к сотрудничеству с родителями.Если же родители в большинстве случаев не угадывают, то ребенок начинает злиться, что создает ему и окружающих много проблем, в том числе и с поведением. Такой ребенок начинает вести себя "плохо" не вдруг, неожиданно, а это его естественное, "нормальное" поведение, он так ведет себя всегда.И здесь конечно, очень помогает помощь психолога, который сможет подсказать что "не работает" в отношениях мамы и ребенка, что родитель упускает ( не замечает) во взаимодействии с малышом, что ребенок "говорит" родителю, и как родитель его "не слышит".
3. Еще одна причина "хронического" непослушания - неудовлетворительные отношения между супругами. К неудовлетворительным отношениям относятся не только те, которые сопровождаются скандалами или ссорами, но и отношения, в которых присутствует много невысказанных чувств, неразрешенных конфликтов, где отношения продолжаются не по обоюдному желанию, а по обоюдному принуждению (например, из-за детей) и т.д. . Ребенок в такой семье будет выполнять роль громоотвода, он будет оттягивать много внимания на себя, чтобы, например, мама не проясняла отношений с папой или с другими близкими родственниками. Ребенок берет на себя непосильную для себя задачу "спасти" родителей и поплатится за это: его постигнет неудача, так как "спасти" родителей не в его власти, он не выполнит некоторые важные задачи своего эмоционального развития, он "откажется" от себя, чтобы быть таким, каким он нужен этой семье. Здесь тоже пригодится помощь специалиста, скорее для родителей, чем для ребенка.
Как видите причин множество, может что-то откликается и вам.
Тоддлеровские группы - хороши, думаю, что вам подходят.
Что вам можно сделать, чтобы он стал более послушным?
Провести ревизию "нет" и "нельзя", свести их к минимуму, посмотреть сколько ребенку "можно", а сколько "нельзя", не запрещать ребенку, а сопровождать его в исследовании ( исключения это вещи, которые угрожают безопасности и жизни ребенка), если говорите "нет", то добивайтесь исполнения этого "нет", не уверены, что будете настаивать - лучше не говорите "нет" или нельзя". Имейте с папой ребенка общие требования к ребенку. Не пугаться бурного выражения чувств ребенком, особенно в ответ на ваши "нельзя", он сталкивается с ограничениями и его это должно злить, со временем он научится удерживать эту злость или выражать ее по-другому.
Все, что могла сказать на расстоянии - сказала) Терпения вам и сил.