Город Борисоглебск был построен в 1654-1646 годах в числе других укреплённых пунктов на юго-восточной границе Московского государства. Сам город основан в 1698 г. как сторожевой укреплённый пункт от набегов татар и донской вольницы и назван Павловском.
Борисоглебск быстро становится одним из городов-крепостей, охраняющих границу государства, дабы не допустить более столь опустошительного разорения русской земли. С юга и запада город надёжно прикрывали реки Хопер и Ворона, а к северу от него тянулся дремучий лес.
Борисоглебск расположился на плодороднейшей земле, рядом стоял прекрасный строевой лес и черноземные степные земли. Через город шёл путь, связывавший Москву с низовьями Волги, а через Хопер можно было попасть на Дон.
В 1704 г. город переименован в Борисоглебск по названию церкви, построенной в том же году.
Во времена Петра Первого был знаменит, главным образом, корабельным Теллермановским лесом и как удобное место для строительства вспомогательных судов.. Вскоре здесь появилась судовая верфь. К постройке нового российского флота привлекли множество людей, которых доставляли на верфь не только семьями, но даже целыми сёлами. Население города быстро увеличивалось за счёт переселённого мастерового люда.
К середине XVIII века Борисоглебск утратил значение военно-сторожевой крепости и превратился в торговый и ремесленный город. По проходившему рядом Астраханскому тракту бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности сладости да фрукты. Водным путем город был связан с портами Азовского и Черного морей, куда отправлялись ежегодно от 60 до 90 барж с хлебом, мукой, лесом. Через Ростов и Таганрог сельхозпродукты вывозились за границу.
Решающим для развития города событием стало строительство в 1869-1871 гг. железной дороги Грязи-Борисоглебск-Царицын, связавшей его с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сельскохозяйственная продукция получила выход на рынок Западной Европы. Сооружение железной дороги привело к созданию новых промышленных предприятий в городе. В конце XIX века в городе работали 34 фабрики и завода.
В настоящее время Борисоглебск входит в список исторических городов России. Численность населения - 63 731 человек по данным за 2010 год.
В Борисоглебске более 20 крупных предприятий осуществляют свою деятельность. Например ОАО «Борхиммаш», производящий теплообменную аппаратуру, аппараты воздушного охлаждения - самое крупное из них.
ОАО «Борисоглебский котельно-механический завод», осуществляющий производство современных промышленных и бытовых отопительных котлов.
ОАО «Керамик» выпускает керамический кирпич.
А также: АО «БПСЗ» (приборостроительный завод), ЗАО «Борисоглебские системы связи», АО «Патроны», Борисоглебский авиаремонтный завод, Кирпичный завод, Пивоваренный завод, Комбинат хлебопродуктов, Хлебозавод, ООО «Борисоглебский мясоконсервный комбинат», ООО Предприятие «ЦНО-Химмаш».
В Борисоглебске в настоящее время действуют образовательные учреждения :Борисоглебский государственный педагогический институт, III факультет Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, 4 филиала московских и воронежских вузов, Профессиональное училище № 34, Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, Борисоглебский дорожный техникум, Борисоглебский сельскохозяйственный техникум, Борисоглебский индустриальный техникум, Борисоглебский медицинский колледж, Борисоглебское музыкальное училище, Борисоглебский технолого-экономический техникум.