минакова юлия, здравствуйте! Я уже консультировлась у Вас однажды (был вопрос про"мамсика"). Пришла пора ещё раз спросить.
Дочке полтора года. Очень активная, любознательная. Я стараюсь не подавлять её естественную активность и разрешаю ей делать всё, что не приносит вреда ей самой и окружающим. Например, она достаёт все кастрюли на кухне и подбирает к ним крышки, стирает в тазике, конечно при этом разливая половину воды, выделывает акробатические номера. Однако иногда приходится говорить «нет». Нельзя таскать кошку за хвост, нельзя бросать игрушки в других детей, нельзя выбегать на проезжую часть дороги. Слово «нельзя» дочка абсолютно игнорирует, у неё есть только «хочу». Приходится каждый раз её отвлекать (смотри, какая птичка полетела, давай построим башню из кубиков и т.д.). Это не всегда срабатывает, тогда дочка устраивает «лежачую забастовку»: либо молча лежит на земле на животе, либо при этом плачет. Если пытаться её поднять, она вырывается, брыкается и плачет ещё сильнее. Раньше я говорила: «Мне не нравится, когда дети ложатся на пол и плачут. В таком случае я ухожу». Дочка поднималась, сразу успокаивалась и бежала ко мне. Теперь и это не помогает. Я могу отойти довольно далеко, практически уйти из её видимости, она не реагирует. При этом она во многом продолжает оставаться «мамсиком», но как будто в ней борются 2 противоположных мотива: всё время быть со мной и отделиться от меня. Я нашла такой способ. Когда доча ложится на землю и плачет, я предлагаю ей подойти ко мне, чтобы я её пожалела. Иногда она бежит сразу, иногда плачет несколько минут, а потом бежит ко мне. Надо сказать, что как только она ко мне подходит, сразу сама успокаивается. Но в этом способе меня смущает, что приходится стоять рядом с лежащим плачущим ребёнком и ничего не делать. Одно дело дома, когда она ложится на ковёр, а другое дело на улице, она может лечь и в лужу, и в грязь.
Вопросы:
1) Как помочь дочке пережить эту борьбу мотивов?
2) Как научить дочку выражать свои отрицательные эмоции более безобидным способом?
3) Должен ли ребёнок в полтора года прекращать свои действия, когда ему говорят «нельзя»? Если нет, то каком возрасте он должен это делать?
4) Как правильно реагировать на её «лежачую забастовку»? Абсолютно игнорировать, заниматься своими делами и ждать, когда она сама успокоится? Стоять молча рядом, чтобы она видела меня, а через несколько минут предложить ей подойти ко мне? Или есть другой способ?
5) Пару месяцев назад дочка начала усиленно сосать грудь, могла и 20 раз за день попросить. Наверное, это в большей степени не желание поесть, а желание побыть со мной рядом. Хотя я и так всё время с ней, она мой хвостик везде и всюду, в окружении ничего не менялось, она не болела, не было никаких конфликтов! Сначала она ела и обычную еду, и моё молочко, а сейчас практически отказалась от обычной еды. Приходим с прогулки, знаю, что она очень голодная, но тарелки отталкивает. Если я ей грудь не даю, опять «лежачая забастовка» с плачем. Как быть?