Выбираем, прежде всего, учителя. Так как программа - это набор книжек и тетрадей, инструмент, с помощью которого педагог ведет детей в страну Знаний.
В любом случае, какую бы Вы программу не выбрали, по ФГОС результаты освоения начальной школы у всех примерно одинаковые.
Итак, как выбрать учителя.
1) Идем в класс и смотрим по сторонам: как учитель ухаживает за кабинетом. Старается ли он как-то украсить свое помещение. Цветочками, например, или детскими рисунками.
2) Смотрим есть ли выставка детских работ, фотографий; может какая-то большая аппликация, в общем, что-то, что показывает нам что есть еще что-то помимо расписания звонков и "сегодня дежурные".
3) Слушаем речь учителя. Она должна быть с правильной фонетикой-лексикой. Закрываем глаза и вслушиваемся в голос: "нравится ли он нам? какие ассоциации вызывает?" Думаем о том, что этот голос слушать нашему ребенку изо дня в день, неделя за неделей. Также обращаем внимание на внешний вид. Тут срабатывает правило: всего должно быть в меру (косметики, украшений, используемых цветов в одежде)
4) Смотрим на темперамент/характер ребенка и учителя. Если ребенок: "эге-гей", шапка набекрень. А учитель медленно и расторопно все объясняет, то они не сработаются.
5) Спрашиваем у учителя: "А какие задания Вы даете детям на лето?" Если там только список литературы, и учитель придерживается того, что летом детям отдыхать надобно - это не есть правильно. Задания должны быть разными и интересными, допустим, вести дневник наблюдений; вырастить фасоль; сделать 10 добрых дел и пр.
6) Cпрашиваем как организованно развитие нравственно-эстетической сферы. Театры, музеи, экскурсии. Если педагог говорит о том, что особо никуда не выбираются, так как тяжело организовать перевозки детей, и поэтому театр и зверюшки приезжают к ним - это повод насторожиться. В этом же пункте спрашиваем и о том, что конкретно учитель делает на весенне-зимне-осенних каникулах, (у каждого педагога есть каникулярный план занятий с детьми (поход в библиотеку, мастер-класс по поделкам и пр.) Даже если Вы все каникулы проводите в деревне, все равно интересуйтесь! Вдруг Ваше чадо останется в городе? Не сидеть ведь ему круглосуточно дома?!
7) Cамое эффективное. Общаемся с родителями 4-классников. Лучше всего, если Вы в толпе узреете ребенка, которого встречает бабушка, и этот ребенок очень похож на Вашего, который еще ходит в сад. Подходите к этой бабушке и говорите: "Ой, мой Сереженька также по порожкам скачет и куртку наизнанку надел. И светленький такой же.. Совсем как Ваш. Только вот он маленький еще. В первый класс его собираюсь вести к учительнице Марии Ивановне. Ой, да вы что..и Вы у нее учитесь?!" Ну и слушаем, что нам эта бабушка расскажет. Если: "Ой, тяжело.. программа такая-сякая", то дело не в программе. Это учитель не смог найти ключ для определенного типа ученика.
8 ) Выбирайте всегда сердцем. Материнское сердце никогда не обманет. Если Вы сами себе зададите вопрос: «Хотела бы я, чтобы этот человек был моим первым учителем?» и услышите внутреннее: «Да!» - не сомневайтесь. Это Ваш педагог.
С уважением, Педагог-психолог Чужкова Ксения.