Здравствуйте, Настя!
Ваш вопрос немного расплывчатый. Но попробую ответить.
Если предыдущий этап пройден нормально (этапы развития по Э.Эриксону), то теперь так же не должно возникать слишком много проблем.
Основными характеристиками этого возраста (3 - 7лет) являются речь и игра. Происходит формирование такого важного умения, как умение ставить цель (и достигать ее
))
. Ребенок учится проявлять инициативу ( "Я - тот, кто придумывает!" ). Если родители слишком жестко пресекают эти проявления, если они сосредоточены на том, как нужно (правильно, удобно, полезно и так примерно - "Нужно домик рисовать вот так!" "Вот посмотри, так правильно!"), и не разделяют радости ребенка от достижения намеченной цели (так как это часто вносит хаос в систему - например - построить домик - а для этого нужны подушки, покрывала и так далее - беспорядок!!!!...), у ребенка вместо здорового чувства творчества формируется чувство вины ("Все, что от меня исходит - это плохо, из-за меня - неприятности")...
Ребенок может протестовать, если Вы пресекаете его деятельность(очень важную для него и для его будущего творческого начала). Важно понимать, что если ребенок чем-то занят, а вам необходимо его внимание переключить на что-то более важное, с Вашей точки зрения (собираться в поликлинику, покормить его обедом и т.пр.), нужно:
- во-первых - правильно войти в контакт с ребенком ( приблизиться, дотронуться до него, установить зрительный контакт и только после этого начать говорить - обычная ошибка родителей :"Вова, иди обедать!" и жалобы: "Он меня не слышит!");
- во-вторых, дать возможность ребенку завершить процесс игры (пусть достроит замок....). Например, обращение может прозвучать так: "Вова, ты строишь замок. ...пауза...улыбка... Когда ты его доделаешь, будем собираться в поликлинику. Угу?"
- в-третьих, помочь ребенку перейти от одного дела к другому. Его внимание и память еще недостаточные, и он может просто забыть о том, что Вы только что (с Вашей точки зрения) ему сказали. Поэтому лучше побыть рядом с ребенком, и когда он завершит свою деятельность, переключить его на начало следующего процесса ("Красивый замок получился!.... пауза... А теперь одеваемся!" ...протягиваете рубашку...)
Если игровая деятельность Вашего ребенка носит слишком разрушительный характер и Вы опасаетесь за целостность ценных вещей, прячьте их подальше! Чтобы не пришлось ругаться за дорогое кружевное белье, из которое девочка решила сшить свадебный наряд для Барби...
Возможно, что причины сложностей в контакте с ребенком связаны с тем, что были проблемы на предыдущих этапах развития... Это более сложный вариант.
Если опишите какую-нибудь конкретную ситуацию, будет понятней, в чем суть проблемы...
С уважением - Светлана