Как известно, в первый год жизни человек развивается быстрее, чем всю последующую жизнь. Каждый день и час он открывает для себя этот удивительный мир. Для него все ново: ощущение теплого одеяльца, звон погремушки, яркие цвета окружающих предметов... И можно смело сказать, что все то пространство, которое окружает новорожденного, а также, что особенно важно, отношение окружающих, создают развивающую обстановку для младенца.
Игрушки для ребенка первого года жизни не только забава, но и источник получения новой информации. За первый год жизни малыш проделывает колоссальный скачок в развитии. Ребенок все время учится чему-то новому, и грамотно подобранные игрушки помогают ему развивать необходимые навыки.
Для каждого периода раннего детства предназначены свои игрушки, однако по функциональным возможностям они должны несколько опережать уже достигнутый уровень развития малыша.
Сегодня в магазинах имеется большое разнообразие игр и игрушек. Глаза невольно разбегаются, и хочется очень многое приобрести для своего любимого чада. Но прежде чем завалить кроху ворохом звенящих погремушек и мягких зверьков, помните: игрушка должна вызывать интерес у ребенка, а не просто быть привлекательной для вас лично, потому что в вашем детстве такой не было, но всегда хотелось. Она совсем не обязательно должна быть дорогостоящей. Многие развивающие игрушки можно изготовить своими руками. Огромную радость малышам доставляют и те игры, в которых, кроме любящего взрослого, больше ничего не нужно.
КАЖДОМУ ВОЗРАСТУ-СВОИ ИГРУШКИ
В первые месяцы жизни показывайте ребенку яркие игрушки простой формы, лучше контрастных цветов, но не пестрые, чтобы малыш учился фокусировать взгляд на предмете и следить за его перемещением. Цветоощущение младенцев отличается от восприятия цветов взрослыми. В первую очередь в игрушках должны присутствовать красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета. На первом-втором месяце жизни над кроваткой ребенка необходимо ве¬шать гирлянду из погремушек, мобили. Расположение элементов на гирлянде, с учетом особенностей развития зрительной чувствительности новорожден¬ного, должно быть следующим: в середине красные, потом оранжевые, желтые, зеленые, с краю — синие.
Важным этапом в развитии ребенка является освоение навыка хватания, умения переворачиваться со спинки на животик. Помочь малышу в этом могут самодельные игрушки, например, коврик из лоскутков ткани, различных по фактуре (бархат, шелк, фланель, вельвет, плащевка и т. д.), который крепится к стенке детской кроватки. Яркие кусочки будут привлекать взгляд малыша, стимулировать моторную активность, а также способствовать развитию позна¬вательной деятельности.
Для до ей от 3 до 7-8 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на по степенное формирование произвольности действий. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме и желательно такими, чтобы сам ребенок мог в них что-то изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-нибудь звук.
Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формирования кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные подвески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, фигурками на шнурах. Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка. К середине первого года жизни ребенок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать, раскачивая висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат своих действий, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем сам развивается координация слуха и действий глаза и руки.
В качестве варианта детские психологи предлагают над кроваткой уже 5-6-месячного ребенка прикреплять специально разработанные бусы-подвески. При перемещении бусин по шнуру (вначале взрослым, а затем и самим ребенком) меняется пространственная и цветовая композиция. Важно, чтобы мелкие детали свободно проходили через более крупные и их можно было свободно перемещать.
Когда малыш научится сидеть, большой интерес для него представляют различные по форме баночки, стаканчики, он увлеченно складывает их друг в друга, а также что-то прячет в них. Вообще прятанье и обнаружение различных вещей в коробочках, под платочком, в специальных кубиках с углублениями доставляют детям большую радость и способствуют развитию познавательной активности.
Ближе к 8 месяцам, когда моторика малыша уже более зрелая, он предпринимает попытки встать на четвереньки и учится ползать. Но чтобы ребенок пополз, его необходимо стимулировать. Для этого подойдут небольшие яркие мячики, неваляшки, машинки. Такие игрушки помогают малышу двигаться к ним, а также почувствовать собственные возможности в покорении пространства.
Зачастую начинающего ползать карапуза привлекают совсем не красочные игрушки, а разного рода кухонная утварь и предметы "взрослой" жизни (телефон, пульт от телевизора и т. д.). Малыш исследует окружающий мир, развивает свое восприятие. Важно помогать крохе- показывать, что можно делать с этим предметом, а также вместе придумать новое, неординарное назначение знакомых предметов. Например, крышки от сковородок можно превратить в музыкальный инструмент, телефон можно спрятать в кастрюлю, а потом найти.
У малышей одна и та же игра, деятельность может повторяться много раз на протяжении некоторого времени. Не удивляйтесь и не пытайтесь переключить внимание крохи на что-нибудь "новенькое". В раннем возрасте ребенок "знает" все свойства предметов лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям.