Здравствуйте, Юлия! Ваши советы нам однажды помогли (я на форуме задавала вопрос про «лежачую забастовку»). Хотелось бы проконсультироваться еще раз.Дочке 3 года 11 месяцев. Всегда по характеру она была очень настойчивой.
Капризы возникают, когда что-то происходит не так, как она хочет. Она стучит ногами и руками, рыдает, кричит: «НЕ ТАК!» Может упасть на пол, раскидывать предметы вокруг, даже бить тех, кто пытается читать ей нотации. Потом просит, чтобы я её пожалела.
Причин такого поведения, по-моему, три: пресловутый кризис трёх лет, рождение братика (сейчас ему 5 месяцев) и наш переезд от прабабушки и прадедушки, где мы с мужем часто потокали дочке, лишь бы она не плакала и не волновала пожилых. Я выработала свою линию поведения. Хотелось бы знать, правильную тактику я избрала или нет. Её истерики обычно не выводят меня из себя, я реагирую спокойно и внешне, и внутренне, но окружающим: родственникам, знакомым - очень сложно.
1. Я понимаю, что так она
выражает отрицательные эмоции. Я учу её проговаривать свои эмоции вместо того, чтобы рыдать: «Ты расстроилась», «Ты злишься», «Ты испугалась». Она часто так делает, тогда истерики удаётся избежать. Но она не всегда справляется с собой. Я считаю, за эмоции нельзя наказывать. В то же время, как найти границу дозволенного выражения отрицательных эмоций? В идеале я бы хотела, чтобы она называла эмоции вслух без криков, битья ногами и валяний по полу. Может быть, я многого хочу от четырехлетнего ребенка и выражение отрицательных эмоций подобным образом в таком возрасте вполне допустимо?
2. Каждый раз она
просит пожалеть. Я пробовала не жалеть, тогда истерика продолжается очень-очень долго. Она может убежать в другую комнату и просить, чтобы я пришла к ней. Если же её сразу пожалеть, то она почти всегда очень быстро успокаивается. Мне кажется, она просит пожалеть, чтобы убедиться в моей любви к ней в любой ситуации, даже когда она ревёт. Хотя я постоянно проявляю безусловную любовь и никогда не говорю, что не буду любить её при плохом поведении. А если она перед этим дралась с бабушкой, а потом просит пожалеть её, как быть?
3. Дочка просит, чтобы во время её рёва
я сидела рядом с ней. Если раньше я могла поцеловать её, сказать, что приду, когда она успокоится, то сейчас с появлением братика мне кажется, что так я её оставляю наедине с отрицательными эмоциями. Что делать? Сидеть с ней и смотреть на её катания по полу?
4. После конфликта дочка говорит: «Извини, я больше не буду драться». Через час всё может повториться. Почему она
обещает так не делать и сразу делает так же? Как на это реагировать?
5. Вопрос
о наказании. Понимаю, тема неисчерпаема. Я прочитала много литературы, мнения противоречивы. Как Вы считаете, в принципе, есть ли место наказанию в воспитании? Буду очень благодарна, если порекомендуете полезную литературу по этой теме.
6. Если я вижу, что возникает конфликтная ситуация, я стараюсь избежать истерики и
предложить ей разные варианты, пытаюсь договориться. На это у меня уходит от 5 до 15 минут. Надо сказать, этот способ позволил мне значительно снизить частоту истерик с 5-6 раз в день до 1 раза в день в настоящее время. К подобному методу я прибегаю множество раз в день. Окружающие говорят, что я «перед ней танцую», и она не может принять какой-то факт, как данность, и из-за этого нет авторитета взрослых. Они переживают, что в дальнейшем ей будет сложно в садике и в школе. Прокомментируйте, пожалуйста, правильную ли тактику я избрала.
7. Иногда возникают ситуации, когда на придумывание компромисса
нет времени. Например, мы играем с дочкой, в самый разгар игры раздаётся важный звонок с работы. Мне нужно срочно ответить, а дочка хочет играть. Я отвечаю на телефон, она выдаёт истерику. Как правильно поступить в подобной ситуации?
8. Часто, чтобы добиться от дочки желаемого результата, я
сочиняю сказки или придумываю игры. Например, надо убрать игрушки, разбросанные по комнате. Если просто сказать об этом дочке, она не послушается. Зато если рассказать сказку, что прилетел ураган и всё раскидал, а мы должны навести порядок, дочка очень охотно всё убирает. Но папа боится, что так не разовьётся ПОСЛУШАНИЕ, а постоянно придётся придумывать разные присказки, чтобы добиться желаемого. Как Вы думаете?
9. Дочка не любит, когда
до неё дотрагиваются окружающие – бабушки, дедушки, дяди, тёти. Если кто-то любя погладит её по голове или приобнимет, она начинает плакать, вытираться, мыться. Это происходит не всегда, а время от времени. Конечно, такое поведение обижает родственников. Как правильно поступать в подобных ситуациях?
10. К маленькому братику дочка относится хорошо, играет с ним, веселит его, помогает мне в уходе. Во время истерик она просит, чтобы
я положила сына и взяла её. Я боюсь, что если я буду поступать подобным образом, у неё разовьётся эгоизм. Я нашла такой способ: говорю ей, что у меня 2 руки, и одной я могу обнимать дочку, а другой держать сыночка. Она соглашается. Правильную ли тактику я выбрала?
11. Дочка очень любит играть с кем-то из взрослых, но иногда (примерно раз в неделю) она
не принимает взрослых в игру, говорит: «Уходи, ты мне мешаешь». Не знаю, радоваться ли такой самостоятельности или бить тревогу?
12. В течение последних 3 месяцев дочка начала
повторять окончания слов по несколько раз. Иногда в речи это совсем не заметно, а иногда (например, когда она придумывает сама сказку или рассказывает историю по картинкам) она делает так несколько раз за минуту. Конечно, меня это очень тревожит. Логопед считает, что это, возможно, связано с формированием беглой речи или результат её внутренних переживаний. Что мы можем сделать, чтобы помочь дочке говорить правильно?
13. Дочка иногда
грызёт разные несъедобные предметы: игрушки, ручки, завязки от одежды. Что мы можем предпринять, чтобы она перестала это делать?
Я понимаю, что лучше всего очная консультация, но в настоящий момент не имеем такой возможности, т.к. временно уехали из Воронежа.
Очень надеемся, что Ваши ответы помогут нам найти верное направление в решении возникших проблем!